Канонических дракул играли люди самых разных национальностей и
темпераметнов: пакистанец, танцующий серф, беззаботный испанец-кровосос,
потомок самураев дракула-сан, прифанкованный блэкула и другие.
«Дракула»
«Drácula», 1931
Испанскую копию голливудского «Дракулы» снимали одновременно с
оригиналом: в тех же декорациях и павильоне, только по ночам и с другими
актерами. Но если в романтической трагедии Тода Браунинга всем правят
мрак, тлен и безысходность, то жизнерадостных испанцев подвел их
неуемный темперамент. Лошадиная мимика Карлоса Виллариаса, крайне
неудачно заменившего здесь Белу Лугоши, превращает каждую сцену с
участием Дракулы в типичный номер из репертуара комедии дель арте
(площадного театра). Граф поминутно пучит глаза и скалит зубы в
лошадиной ухмылке, источая вокруг себя волны незамутненного идиотизма. В
общем, выглядит полным придурком — глупее только Дракула Лесли Нильсена из пародийного фарса Мэла Брукса «Дракула: мертв и доволен».
«Дракула в Стамбуле»
«Drakula Istanbul'da», 1953
Турецкий кровосос (Атиф Каптан) из фильма Мехмета Мухтара мало чем
напоминает аристократа с родословной. По облику и манерам заглавный
персонаж «Дракулы в Стамбуле» — вылитый дворецкий или метрдотель в дорогом ресторане. Зато он практически неуязвим — по
той простой причине, что ношение распятий в столице исламской культуры
не поощряется. К тому же, как и всякий уроженец страны-курорта, знойный
вампир совершенно не боится солнечного света. Одна надежда на чеснок — основной
компонент традиционной турецкой кухни. Злая ирония состоит в том, что
исторический прототип популярного монстра, трансильванский воевода Влад
III Цепеш, по одной из версий был убит именно в бою с турками.
«Живой труп»
«Zinda Laash», 1967
«Дракулой не рождаются, Дракулой становятся» — решает
профессор Табани, герой первого ужастика на языке урду, и залпом осушает
колбу с эликсиром бессмертия. Эксперимент нельзя назвать успешным:
ученый муж бросает науку, отращивает зубы и открывает в себе талант
дегустатора. К сожалению, «Живой труп», в целом безупречная и на
удивление точная экранизация эпистолярного романа Брэма Стокера, также
обладает серьезным побочным эффектом. Пакистанский кинематограф тех лет
неразрывно связан с индийским, из-за чего даже этот атмосферный хоррор
не избежал музыкально-танцевальных номеров в лучших традициях Болливуда.
Трудно поверить, но перед тем, как впиться в шею напуганной жертвы,
клыкастая тварь обязательно пустится в пляс под звуки чарующей мелодии в
стиле «серф».
«Озеро Дракулы»
«Noroi no yakata: Chi o sû me», 1971
Вторая часть вампирской трилогии Митио Ямамото, бывшего ассистента
Акиры Куросавы, может разочаровать поклонников задорного японского
безумия. Да и по жанру «Озеро Дракулы» — остросюжетная
мистика с реверансами в сторону «Ребенка Розмари», а совсем не
хоррор-боевик с литрами крови и километрами кишок. Соответственно,
классический образ великосветского упыря подвергся минимальной
национальной адаптации. Дракула-сан отличается неистово горящими
зрачками цвета восходящего солнца и повышенным чувством собственного
достоинства, как и положено потомку самураев.
«Блэкула»
«Blacula», 1972
«Дракула» в стиле фанк. В жизни африканского принца Мамувальде
(Уильям Маршалл) наступила черная полоса. После храброй попытки
отменить в Трансильвании рабство, он был предсказуемо покусан румынским
вампиром. Двести лет неудачливый Джанго спал мертвым сном, пока его не
пробудила целебная кровь двух дизайнеров-гомосексуалистов, случайно
открывших не тот гроб. Взяв себе дурацкий псевдоним Блэкула, принц
окунается в карикатурный мирок уличных сутенеров, победившей соул-музыки
и причесок под Анджелу Дэвис. Ценителю гемоглобина не остается ничего
иного, кроме как летать в своей карнавальной накидке по ночным трущобам,
наводя страх на героев ленты и вызывая безудержный смех у зрителей. В
1994 году подрастерявший былую славу Эдди Мерфи сделал похожую «ставку
на черное», примерив резиновые клыки для роли в фильме Уэса Крэйвена
«Вампир в Бруклине».
«Невеста Дракулы»
«La fiancée de Dracula», 2002
На рубеже 60-70-х годов кладбищенский эротоман и почитатель
«проклятых поэтов» Жан Роллен снимал картины про вампиров в режиме
взбесившегося принтера. Тем не менее, к персоне главного кровопийцы всех
времен и народов режиссер обратился лишь с наступлением нового века.
Дракула Роллена — фигура уникальная во многих отношениях.
За весь фильм бледнолицый француз так и не выпил ни капельки крови:
сценаристы просто напросто обделили графа парой характерных клыков.
Чтобы окончательно ввести поклонников Лугоши и Кристофера Ли в состояние
когнитивного диссонанса, в самом конце горе-дракула скидывает фирменный
плащ и с невестой под руку идет на пляж встречать рассвет.
Источник: sobaka.ru
Текст: Дмитрий Буныгин