Кассандра Клэр родилась в 1973 году в американской семье, жившей в
Тегеране. Среди читателей фантастики писательница приобрела известность
задолго до того, как из печати вышла первая книга с её именем на
обложке. Писательница прославилась интересными и остроумными фанфиками, в
первую очередь — по вселенным Джоан Ролинг («Трилогия Драко») и Джона
Толкина («Секретные дневники хранителей кольца»). Но подлинную славу
Кассандре принесла оригинальная работа, трилогия «Орудия смерти» —
городское фэнтези о юношах и девушках, хранящих наш мир от демонов.
Первые две книги трилогии — «Город костей» и «Город праха» — уже увидели
свет на русском языке. В настоящее время идут съёмки экранизации.
Ваши фанфики не менее известны, чем оригинальные книги. Есть ли разница между работой над теми и другими?
Фанфик — это интерпретация уже существующих персонажей и вселенных.
Оригинальное творчество — это создание собственных персонажей и
вселенных. Эти две вещи требуют совершенно разных навыков.
Вы читали фанфики на свои книги? Если да, запомнилось ли что-то?
Не читала ни одного.
Как вы считаете, автор фанфика узурпирует власть автора над
созданным им миром? Или, переселяясь в вымышленный мир, читатель
получает и право менять его?
В тот миг, когда взгляд читателя падает на страницу, он начинает
по-своему додумывать и расцвечивать авторский мир. Читатель создаёт своё
видение этого мира, пишет он фанфик или нет. Фанаты всё время спорят со
мной о моём мире. Например, они доказывают мне, что актёр, которого я
считаю похожим на Джейса, «вовсе на него не похож». Им не кажется, что я
владею монополией на истину о его внешности. Для них он выглядит так,
как они его себе представили. И так было всегда.
Ваши «Секретные дневники хранителей Кольца» известны в России в
фанатском переводе. Скажите, почему вы решили так поиздеваться над
героями романа Толкина? Вы не любите «Властелин колец»?
Наоборот. У нас есть пословица: если ты не можешь над чем-то
смеяться, значит, ты это не любишь. Я выросла с Толкиным, его книги
сформировали мой мир. Когда вышли фильмы, то начались разговоры о
любовных связях между киногероями и пошли слэшфики. «Секретные дневники»
— пародия на них, а не на сами книги. Поэтому и написаны они по
фильмам, а не по книгам.
Фанаты Гарри Поттера по всему миру считают вашу «Трилогию Драко» одним из лучших фанфиков. Как вы её создали?
С тех пор прошло больше десяти лет, я уже не помню.
В трилогии «Орудия смерти» вы выстраиваете сложные и глубокие
отношения между персонажами, причём пути их развития — одна из главных
сюжетных интриг. Вы заранее просчитали все эти взаимосвязи между
героями, точно распределив этапы и детали изменения их личностей и
характеров, или отношения придумывались по ходу повествования?
У меня был подробный план всего, что должно было произойти в
трилогии, план для каждой книги, планы всего, что произойдёт с каждым из
персонажей и изменений в их характерах. Конечно, нет большой беды в
том, чтобы отклониться от плана, если в голову неожиданно придёт
гениальная идея или в плане обнаружится изъян. Конечно, улучшать книгу
важнее, чем следовать плану.
Главный злодей «Орудий смерти», Валентин, напоминает Волдеморта из
книг Джоан Ролинг и целями, и способами восхождения к власти. Это было
сделано намеренно, или получилось случайно?
Я думаю, дело в том, что оба они основаны на исторической фигуре
Гитлера, и их восхождение к власти — отзвук того, как это сделал он.
Клятва Круга в «Городе Костей» основана на клятве верности нацистов.
В первой книге трилогии «Город костей» мотивы Валентина выглядят
не вполне злодейски, даже почти благородно. Во второй книге он уже
законченный маньяк. Так и задумывалось, или он стал злее во время работы
над трилогией?
Нет, он всегда был законченным негодяем. Но если в первой книге не
показать, насколько он харизматичен и убедителен, то трудно будет
понять, почему мама Клэри полюбила его и вышла за него замуж, почему за
ним пошло столько людей, почему Люк был его лучшим другом, а Джейс до
сих пор тянется к нему как к отцу. Во второй книге становится видно,
каков он в глубине. Читатель, как и герои, узнаёт правду о Валентине
постепенно.
Персонажи трилогии, особенно нефилимы, напоминают героев японской
анимации. Вы поклонница этого вида искусства? Хотели бы вы, чтобы ваши
книги экранизировали в таком виде?
Я фанатка скорее манги, чем аниме. Мне нравятся, к примеру,
«Хеллсинг», «Триган», «Корзинка фруктов», «Рыцарь-вампир», «Наруто»,
«Бродяга Кэнсин», «Стальной алхимик». Думаю, что сходство с нефилимами
случайно: авторы манги, как и я, восхищаются ангелами, но нефилимы —
мифологические существа, и моя интерпретация отличается от любой из тех,
что можно увидеть в манге или аниме. Я очень хотела бы увидеть аниме по
«Орудиям смерти».
Какую роль в ваших книгах играют персонажи-геи? Это дань моде, отображение современных реалий, или принципиальная позиция?
Я думаю, что отображение современных реалий — само по себе
принципиальная позиция. Многие хотели бы сделать вид, что геев не
существует, но они есть. Написать книгу, где все гетеросексуальны — тем
более если действие происходит в Нью-Йорке! — значило бы погрешить
против реальности, какой я её знаю. Это всё равно, что написать книгу,
где все белые.
Контролируете ли вы экранизацию ваших книг? Голливуд иногда
разрушает авторский замысел — не боитесь ли вы, что и фильм по вашим
книгам постигнет такая судьба?
Я никак не контролирую съёмки экранизации. Сейчас они выбрали Лили
Коллинз на роль главной героини, Клэри, и она мне очень нравится. Я не
думаю, что фильм может разрушить книгу, как плохая фотография не может
сделать человека уродливым на самом деле. Но, конечно, я волнуюсь за
фильм по «Орудиям смерти». Я хочу, чтобы он был хорошим. Но если не
рискнуть получить плохую экранизацию своей книги, то не получишь и
хорошей.
Кто из писателей фэнтези повлиял на вас?
Меган Уолен Тёрнер, Стефани Майер, Холли Блэк, Скотт Вестерфельд, Либба Брей, Эллен Кушнер, Рик Риордан.
Как вы полагаете, фантастика для взрослых, подростков и детей должна заметно различаться, или общий подход один и тот же?
Я думаю, что книги о детях и молодёжи не обязательно предназначены
для детей и молодёжи. Мне кажется, единственное различие состоит в том,
что книга для подростков должна затрагивать темы взросления. Это не
должна быть книга о взрослом человеке, вспоминающем молодость и
думающем, как надо было сделать всё иначе, или даже как здорово это
было. Книга должна быть написана о настоящем времени. Ну и, разумеется,
для любой книги обязательна хорошая история, запоминающися персонажи и
захватывающий сюжет. Автор: Арсений Крымов Источник mirf.ru
|