Режиссер Нил Джордан снял свой второй фильм о вампирах почти
через два десятилетия после знаменитого «Интервью с вампиром» (1994).
Его женская версия (мать и дочь открывают в тихом порту бордель и
питаются клиентами) истории о двух отверженных убийцах гораздо скромнее и
по бюджету, и по замыслу — без покровительства и денег больших
голливудских студий и проверенных в международном прокате звезд. Фильм
получился и не артхаусный, и не претендующий на кассовые рекорды — еще
одно кино о вампирах, которое станет культовым среди поклонников
Джордана, примерно как и его же «В компании волков» о вечных конкурентах
вампиров — оборотнях, снятый в 1984-м.
Вежливое равнодушие, с которым встретят фильм зрители и уже встретили
критики — лучший аргумент в пользу людей, которые считают, что тема
вампиров достигла дна и заслужила или отдых, или, наоборот, резкий отказ
от традиций и обновление. Как известно, Фридрих Вильгельм Мурнау,
снявший главный «оригинальный» вампирский фильм всех времен «Носферату» в
1922-м, не получил ни разрешения наследников Брэма Стокера, ни большого
бюджета, переназвал главного героя графом Орлоком и заменил Лондон
выдуманным Уисбургом, за который сошел Бремен. Избегая любых прямых
отсылок к «Дракуле», Мурнау снял шедевр о герое, в котором не было
ничего привлекательного — ни аристократизма более позднего Дракулы
Кристофера Ли, ни иронии, с которой обратился к теме Роман Поланский в
«Охотниках на вампиров» в 1967-м. Поланский, легко высмеявший штампы
традиции дешевых окологолливудских картин с Белой Лугоши, надолго закрыл
эту тему в большом кино, и вампиры появлялись в эксплуатейшене, который
не пытался притворяться искусством, пока европеец (как и Поланский) Вернер Херцог не снял в 1979-м ремейк «Носферату» с Клаусом Кински.
Недостижимое
величие «Носферату» Мурнау было в числе прочего в том, что его вампир
был просто тупым, жаждущим крови животным, угрозой с Востока вроде
смертельного вируса — и больше ничем. Неудивительно, что Спилберг через
75 лет процитировал в «Парке Юрского периода 2» сцену прибытия в порт
пустого корабля с грузом, сожравшим весь экипаж — так мог приплыть
корабль, все пассажиры которого умерли от холеры или неизвестного
тропического вируса. В век технического прогресса Орлок производил
примерно тот же эффект, что и гибель «Титаника» — осваивая новые
технологии, вы рискуете стать их жертвой, исследуя новое, готовьтесь к
тому, что оно вас убьет, а открывая новые земли, не удивляйтесь, что их
населяют существа, для которых вы — еда.
Вампиры оказались так живучи в популярной культуре, потому что тему
инаковости или неизведанной угрозы можно использовать как угодно — автор
идущего уже семь сезонов сериала «Настоящая кровь» Алан Болл с самого
начала не скрывал, что придумал своих героев, сексуальных кровопийц, в
пику бесполости и консерватизму политики техасского ковбоя-неуча Джорджа
Буша-младшего. Живучими они еще оказались из-за способности быть
одновременно олицетворением старых традиций (вампиры живут сотни лет,
поэтому всегда будут защищать старый уклад) и одновременно прогресса —
это совершенные люди, живут вечно, хорошо одеты, образованны, больше не
боятся всяких глупостей вроде чеснока и распятий и стимулируют ван
хельсингов на изобретение новых гаджетов. Дракула принимал форму
красивой пресыщенной бисексуальной дамы-соблазнительницы с пикантным
французским акцентом (Катрин Денев в «Голоде» Тони Скотта, начало
1980-х), влюбленного изгоя (Гэри Олдман в «Дракуле Брэма Стокера»
Фрэнсиса Форда Копполы, начало 1990-х), французский аристократ с
замашками кинозвезды золотой эпохи Голливуда (Том Круз в «Интервью с
вампиром» Нила Джордана, середина 1990-х) и даже рок-звезды наподобие
Боно (Ричард Рохберг в «Ван Хельсинге» Стивена Соммерса, середина
2000-х).
Каждый из перечисленных фильмов собирал в прокате больше
предыдущего, поэтому неудивительно, что самая прибыльная франшиза конца
нулевых «Сумерки» превратила Дракулу в романтического героя, в которого
можно влюбиться 16-летней дурочке, потому что благородный вампир может и
подождать до совершеннолетия. За 90 лет со времен «Носферату» вампиры
сделали полный круг, доведя идею о самих себе до полного абсурда,
кассового триумфа и подросткового аттракциона. На самом деле, если
думать о развитии вампирской темы, самые интересные герои «Сумерек» — не
Белла и не Эдвард, а появившиеся в финальной части саги настоящие
трансильванские кровопийцы (и, к сожалению, второстепенные в «Сумерках»
герои) Стефан и Владимир, чьи биографии достойны кинематографического
спин-оффа и приквела. Они настоящие наследники трансильванского барина
Влада Цепеша, который и был оригинальным Дракулой и вдохновил Стокера.
Кто-то должен обновить жанр, как молодой Зак Снайдер в 2004-м проделал
это с представителями другой загибавшейся традиции — зомби — в «Рассвете
мертвецов». Кто-то должен вернуться к корням и снять историю про
мальчика из прикарпатского селения, который вырос, стал правителем,
посадил всех соседских крестьян на кол и уплыл на поиски новой крови.
Пусть эта история называется «Ужас ночи: Начало», если так ее посмотрит
больше народу.
Источник: interviewrussia.ru