НОВЫЙ ГОД с детсва у меня ассоциируется с тремя персонажами. Дед Мороз и Снегурочка - это как водится, а вот Баба-Яга для меня особенная. Моя мама всю жизнь отдала работе в Детском саду, 35 раз она исполнила роль этой мистической старухи на новогодних утренниках. Может поэтому я с малолетства привыкла к ее образу и меня совершенно бесполезно было пугать Бабой-Ягой.
Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ?
Итак, сказки - лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена .
В сказочных сюжетах Баба Яга – это странный персонаж. Она может быть дарительницей, когда добрый молодец накормлен-напоен-спать уложен-одарен. Она может быть похитительницей детей и людоедкой. А может быть эдакой постаревшей валькирией-воительницей. Но так или иначе она связана с царством мертвых – ведь именно к ее избушке приходят герои в конце пути или к кульминации действия.
Для бытующих поверий XIX —XX вв. «сказочный» образ Бабы-Яги не характерен; лишь иногда о Бабе-Яге повествуют как о существе относительно реальном.
В поверьях Архангельской губернии Баба-Яга — «нечистая сила женского пола, не имеющая мужа»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках, голова на какухе; ездит в ступах и пожирает людей». «Баба-Яга почитается воровкою детей, поэтому и пугают детей: „У! У! Хам те... Баба-то Яга схватит... подико, поди, вот она, тут и есть за дверями!"» [Ефименко, 1877].
Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что Баба-Яга живет с дочерью Маринкой в болоте, в лесу (в доме на куриных ножках, на веретенной пятке). Она мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».
В таком облике бабы-яги проглядывают черты лесного, а также стихийного, летающего божества, духа. Она напоминает и обитающих в избе, «прядущих судьбы» кикимору, суседку, доминушку; напоминает и ведьму.
Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью. «С проявлением земледелия и земледельческой религии вся „лесная" религия превращается в сплошную нечисть, великий маг — в злого колдуна, мать и хозяйка зверей — в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание.
И у Бабы-Яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как яга, может быстро перемещаться, летать на помеле, ухвате. Подобно бабе-яте, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи, на печном шестке; она наделена способностью оборачиваться в птиц, животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни. Все вокруг нее дышит смертью и ужасом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть. Тын у нее — из костей, а на них — черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей, особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — символы не изобилия, а смерти (поминальная еда). По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Брр, мурашки по коже...
Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик.
Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я — Ежи-ба-ба»,— говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) — недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир (Тридевятое царство, Тридевятое государство), а знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока он не повернется к лесу задом. С Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю.
При этом все Бабы-Яги имеют черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира. Яга — богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка.
Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда.
Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.
В ряде районов России Бабой-Ягой (подчеркивая необычность, загадочность, отталкивающий облик такого существа) именуют лешачиху, полудницу: «Яга-баба — лешачиха», «Во ржи, говорят, тоже баба-яга бегала, волоса у нее распущены».
«Бабу-Ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших. Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев). Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть
Яга — богиня общеиндоевропейская:
У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.
У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).
У индийцев — не менее жуткая Кали.
Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи — чехи и словенцы».
Не привычные образы Бабы-Яги:
В.Даль: ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу.
БАБА-ЯГА НА ЭКРАНЕ:
Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе в фильмах:
- Морозко, Василиса Прекрасная, Огонь, вода и… медные трубы - а роль дочери Бабы-Яги исполнила Вера Алтайская, Золотые рога
В фильмах «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна Пельтцер.
В фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая.
В фильме «В тринадцатом часу ночи» роль Бабы-Яги исполнил Зиновий Гердт.
В фильме «Остров ржавого генерала» робота-Бабу-Ягу сыграл Александр Леньков.
В фильме «Лиловый шар» роль Бабы-Яги исполнила Светлана Харитонова. В фильме «Книга мастеров» роль Бабы-Яги исполнила Лия Ахеджакова.
В фильме «Чудеса в Решетове» роль Бабы-Яги исполнила Ёла Санько.
Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — Мария Барабанова Весёлое волшебство — Валентина Сперантова
В мультфильмах: «Царевна-лягушка» (реж. М. Цехановский), «Царевна-лягушка» (реж. Ю. Елисеев), «Сказка сказывается», «Ивашка из Дворца пионеров», «Летучий корабль»,
«Приключения домовёнка» / «Сказка для Наташи» / «Возвращение домовёнка», «Баба Яга против!», «Ну, погоди!» (16-й выпуск), «Про злую мачеху», «А в этой сказке было так…», «Два богатыря», «Фантазёры из деревни Угоры»
Смотреть мультики онлайн - http://mult-online.ru/
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ:
Баба-Яга Гуси-лебеди Царевна-лягушка Василиса Прекрасная Марья Моревна Иван-царевич и Белый Полянин Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
Подборка русских народных сказок - http://izumrudnik.ru/
РАЗВИТИЕ ОБРАЗА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:
Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок.
Эдуард Успенский повесть «Вниз по волшебной реке» - СКАЧАТЬ Аннотация Приехать на каникулы к бабушке в деревню и оказаться в сказочном царстве, где живут Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Кот Баюн и другая сказочная малосимпатичная публика, — такое не каждому мальчику понравится. А вот Сидорову Мите все это очень понравилось. Потому что он не только увидел то, о чем читал в книгах, но и сумел помочь добрым сказочным героям: Василисе Премудрой, Дядюшке Домовому, Бабе Яге и царю Макару. Как же городской мальчик Митя в сказочное царство попал? Да очень просто — он Бабе Яге родственником оказался.
Братья Стругацкие повесть «Понедельник начинается в субботу» - Баба-Яга стала прототипом образа Наины Киевны Горыныч - СКАЧАТЬ Аннотация Блистательная книга русских фантастов, ставшая бестселлером на многие годы и настольным справочником всех учёных России. Сверкающие удивительным юмором истории мл.н.сотр. Александра Привалова воспитали не одно поколение русских учёных и зарядили светлой магией 60-ых годов мысли и чаяния многих молодых воинов науки. В книге присутствуют иллюстрации.
Андрей Белянин цикл произведений «Тайный сыск царя Гороха» - Баба-Яга выполняет эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха - СКАЧАТЬ Аннотация Оба романа известного российского писателя Андрея Белянина «Тайный сыск царя Гороха» и «Заговор Черной Мессы» объединены одним героем – младшим лейтенантом милиции Никитой Ивановичем Ивашовым. Волею судьбы или случая Никита Иванович оказывается во временах царя Гороха, где ему поручается должность сыскного воеводы, а отделение милиции под его руководством расквартировывают в тереме Бабы Яги. Ох и нелегка работа милицейская! А уж при царе Горохе тем более…
Дубравка Угрешич (современная хорватская писательница) роман «Снесла Баба Яга яичко».
Ник Перумов и Святослав Логинов роман «Черная Кровь» - про Бабу-Йогу- СКАЧАТЬ Аннотация Лук и копье с каменным наконечником – надежное оружие в привычных руках воинов и охотников из человеческих родов. Волшба колдунов, шаманов и баб-яг – тоже оружие, без которого никак не обойтись. Особенно когда каждую кроху жизни нужно отстаивать у суровойприроды, когда леса и реки кишат всякой нежитью, а орды чужинцев могут нагрянуть в любое мгновение и не пощадят ни старых, ни малых. Смелый эксперимент двух признанных лидеров российской фантастики! Убедительная попытка создания нового направления – «Фэнтези каменного века»!
Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе встречаются: в повести «Лукоморье» А. Аливердиева - СКАЧАТЬ, "Баба-Яга" - СКАЧАТЬ, в рассказе Алексея Гравицкого «Ягодка», в романе В. Качана «Юность Бабы-яги», в романе М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» - СКАЧАТЬ.
Комиксы: в сериях «Хэллбой» Майка Миньолы Баба-Яга является одним из отрицательных персонажей. Она обитает в загробном мире у корней Мирового Древа Иггдрасиль. В первом томе серии («Пробуждение дьявола») у неё укрывается побежденный Распутин. В новелле «Баба-Яга» Хэллбой, во время схватки с Ягой, выбивает ей левый глаз. В отличие от большинства современных литературных интерпретаций образ Бабы-Яги у Миньолы не несет в себе сатирической нагрузки. серии комиксов «Армия Тьмы», где представлена уродливой старухой, желающей заполучить книгу мёртвых — Некрономикон, чтобы вернуть себе молодость. Была обезглавлена одним из смертных грехов — Гневом.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
В 180 километрах от Ярославля и в 58 километрах от Пошехонья, на границе Ярославской и Вологодской областей, в живописном месте на берегу реки Ухтомы расположено небольшое село Кукобой, где был открыт музей Сказки, главный персонаж которой стала всё та же Баба Яга.В последнюю субботу июня в сел Кукобой двойной праздник: день села и день рождения Баба Яги, поселившейся в Сосновом бору, что находится в центре села. Здесь ей местные умельцы построили новую избушку.
В игре «Гарри Поттер и Узник Азкабана» является одной из знаменитых ведьм. Про неё рассказывается то что она любит поесть на завтрак (возможно и на обед, и на ужин) маленьких детей. Её можно увидеть на коллекционной карточке в группе про знаменитых ведьм, она красуется на карточке № 1.
Баба-Яга упоминается в песне группы Сектор газа «Моя бабка» с альбома «Гуляй, мужик!» (1992).
Ансамбль "Ариэль" - песня про Бабу Ягу
Баба-Яга — один из персонажей игры Castlevania: Lords of Shadow
АНЕКДОТЫ ПРО БАБУ-ЯГУ:
Сварила Баба-Яга самогон, да и думает кому бы предложить попробовать. Звонит Баба-Яга Змею Горынычу: - прилетай Кощеюшка моего самогона испробуй; - нет, говорит Горыныч, одна голова в отрубах спит, другая уже пьяная, а я, ты же знаешь не пью, в следующий раз; Ну, думает Баба-Яга, позвоню Кощею: - приходи Кощеюшка самогоном угощу; - не, говорит Кощей, я на ухабах с трудом кости собрал, в следующий раз; Ладно, думает, надо Лешему позвонить он не откажется: - приходи Леший, я Самогона сварила испробуешь; - да, говорит Леший, уже лечу; Стоит Баба-Яга на крыльце и ждет Лешего, смотрит бежит, падает, встает снова бежит, падает... Подбегает Леший к Бабе-Яге, она у него спрашивает, а че ты то бежишь то, падаешь, он ей отвечает: - как вспомню, какой у тебя самогон ох***ный, ноги сами несут, а вспомню что потом тебя иметь буду - в обморок падаю.
***
Поймала как-то Баба Яга Василису Прекрасную и говорит ей: -Сегодня я добрая и выполню одно твое желание, прежде чем тебя съесть. Чего ты хочешь? Василиса отвечает: -Найди мне такого мужика, который десять палок подряд кинуть сможет, тогда и ешь меня. Ну, полетела бабка в деревню, видит Алеша Попович идет. -Алеша Попович, добрый молодец, кинешь Василисе Прекрасной десять палок подряд? -Кину, как не кинуть. -Если не сможешь, придется тебя съесть. -Ладно, старая, веди к Василисе. Привела. Алеша шесть палок кинул и все. Съела его Баба Яга и полетела опять в деревню. Видит Илья Муромец идет. История повторилась, только Илюша восемь смог. Опять бабка в деревню поперлась. Видит Иванушка Дурачек пьяный у колодца валяется. -Эй, дурак! Сможешь Василису десять раз подряд ублажить? -Конечно, старая, веди скорей! Привела бабка Ивана, а сама по своим делам отлучилась и оставила присматривать кота Баюна и сову. Возвращается через два часа и видит, что избушка на боку лежит. Кое-как забралась внутрь. Смотрит - все порушено, переломано, общипанная сова на печке сидит, а на столе лежит большой х*й. Она в шоке спрашивает сову: -Что случилось?! -Ну, Ваня Василисе десять палок кинул, мне десять палок кинул, потом вышел наружу и говорит: «Избушка-избушка, повернись к лесу передом, а ко мне задом. Ей десять палок кинул... -А на столе-то, что лежит?! -А это кот Баюн смотрел-смотрел на все это и обалдел.
***
Встречаются Баба Яга и Кощей Бессмертный. - Кощей ты чего такой грустный... - А ты попробуй, поживи с моё с иголкой в яйце...
***
Стучится Иван-Царевич в избушку к Бабе-яге, а та из-за двери спрашивает: - Чего приперся? - Ты не торопись, сначала впусти, а потом и спрашивай! отвечает Иван Царевич. Впустила его Баба-яга и опять спрашивает: - Ну, чего приперся? - Теперь напои-накорми, а потом спрашивай. Напоила-накормила Ивана Царевича Баба-яга и снова спрашивает: - Теперь-то скажешь чего приперся? - А ты еще меня с собой уложи, а потом уже и спрашивай! Уложила его Баба-яга с одного удара и подумала: - Жаль! Так и не узнала, чего приперся?
***
Встречаются Кощей и Баба—Яга. — Куда путь держишь, старуха? — На север, Кощеюшка, на север. — Далеко ли? — В заполярный гарнизон Дурундук. — А зачем? — Да надоело в девках ходить. Дай, думаю, выйду замуж за офицера. — Да кто ж тебя такую возьмет. — Не скажи, Кощеюшка, не скажи. Это здесь я Баба—Яга, а там я Василиса Прекрасная.
***
Приходит Баба Яга к Кощею Бессмертному : - Удовлетвори меня, Кощеюшка. Почитай, триста лет мужика не имела. - Иди ты, старая, к Лешему. Он тебя за бутылку тр***ет. Делать нечего. Отправилась Баба Яга к Лешему. Леший выпил бутылку, потребовал вторую. Выпил вторую, потом еще и еще. Баба Яга спрашивает : - Леший, а когда же ты меня ублажать-то начнешь ? - Да пошла ты, старая. У меня на тебя только волосы дыбом встают.
***
Идет Василиса Прекрасная голая по лесу, а навстречу ей Баба-Яга. - Ты что ж это в таком срамном виде по лесу-то разгуливаешь! - говорит Баба-Яга, а Василиса ей и отвечает: - Это на срамной вид, а вовсе даже эротический костюм. Ничего-то ты старая в современной моде не понимаешь. Качнула бедром и ушла, а Баба-Яга подумала-подумала, не долго думая скинула с себя одежду и пошла дальше. Вдруг из кустов ей навстречу Серый Волк. Увидал он такое дело и говорит: - Ты что же старая совсем на старости лет из ума выжила, голая по лесу ходишь. А та ему отвечает: - Ничего-то ты Серый не понимаешь. Мода это последняя. Эротический костюм, называется. Понял?! - А-а-а!!... Теперь понял, - помолчал и потом добавил. - Ну, ты бы его погладила бы что ли...
***
Решили Иван-дурак (ИД), Баба-Яга (БЯ) и Кощей бессмертный (КБ) получить высшее образование. (ИД) поступил в МИФИ, (КБ) на мехмат, а (БЯ) в МФТИ. Встречаются через некоторое время. Иван-дурак говорит: "А я в МИФИ самый умный". "А я на мехмате самый толстый," - отвечает Кощей. "А я, - гордо улыбнулась Баба-Яга, - у нас в Физтехе самая красивая..."
***
Жили-были баба-яга, баба-VGA и баба-сyпеpVGA...
Статью подготовила Iriska специально для http://www.house-vampire.org.ru/
О НЕЙ РОДНОЙ МОЖНО РАССКАЗЫВАТЬ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ... ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ БАБУЛЬКА. А СКОЛЬКО СПОРОВ СРЕДИ УЧЕНЫХ, МОЗГИ СЛОМАТЬ МОЖНО... *** ИРИШ, спасибо ОГРОМНОЕ за столь лестную оценку. Я очень боюсь, что статья получилась скучной, много умной терминологии, а я люблю когда все по простому... С этим персонажем по проще не получилось, очень уж сложная оказалась бабулька, ой как не простая :(((